Интернет как зеркало нашего я (часть вторая)

Принято считать, что интернет помогает найти любую информацию практически мгновенно. Главное — сформулировать вопрос, остальное сделает поисковая машина.

Когда пользуешься компьютером у знакомого, можно увидеть рабочий стол его глазами. Как будто заходишь в чужую квартиру, настолько отличаются ощущения от привычных. Другое расположение иконок, другие программы, заставка рабочего стола. В браузере то же самое. Вынесенные в «Избранное» сайты, а его повезет, то и история просмотренных страниц, которая позволяет узнать о человеке практически всю подноготную информацию.

«Хочешь по-настоящему узнать человека — посмотри историю его браузера»

История путешествия человека по сети это своеобразный слепок его сознания. Через интернет мы прокладываем маршруты выходного дня, бронируем билеты, ищем лекарства от наших болезней, спрашиваем совета при проблемах в отношениях с близкими.

Разумеется, об этой возможности давным-давно задумались в крупных корпорациях — и теперь все, что мы когда-либо искали, бережно сохраняется в базах данных, чтобы по первому требованию предстать перед глазами заинтересованного лица. В лучшем случае, это может быть маркетолог или аналитик крупной компании. На основе интересов и поведения тысяч таких же пользователей, как вы, может быть создан новый продукт или услуга.

Особенности современных социальных сетей, видеохостингов, умных лент и даже поисковиков в том, что информация, которая вам показывается, предварительно отфильтрована на основе вашего поведения. В зависимости от того, на какие страницы вы чаще всего заходили, какого видеоблогера смотрели, как долго читали какую-нибудь статью или какую картинку репостнули — от этого и будет отталкиваться алгоритм показа информации.

Какой позиции человек придерживается в жизни, такую информацию он и будет находить на протяжении своего интернет-серфинга. Например, человек, который верит в НЛО и теории заговоров, будет находить все больше материалов, подкрепляющих его точку зрения — рассылки желтых интернет-изданий, контекстную рекламу паранормальных ресурсов, подобранные для него видеохостингом YouTube релевантные видео об НЛО или аномальных явлениях. Анархист будет видеть мир через призму хаоса, веган увидит окружающее как вечное противостояние с мясоедами.

Выходит, мы всегда получаем то, что хотим увидеть и услышать? Можно ли после этого говорить, что Интернет — объективный источник информации? Или же это новая разновидность столь презираемого молодежью «Зомбоящика»?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во всяком случае, получить объективную картину можно, посмотрев на происходящее с разных точек зрения. И тогда кривое зеркало нашего мира перестанет искажать предметы.