Немного о сортах троллинга

Немного о сортах троллинга

С тех пор, как в Интернете появился первый Интернет-форум, зародилось и стало активно развиваться явление троллинга. Повышение скорости доступа к сети, усложнение интерфейса веб-сайтов и их переход на CMS сделали возможным комментирование публикаций большим количеством посетителей, а следовательно — и возможность зарегистрированного или анонимного пользователя оставить комментарий со своим отношением к публикации (фото, видео, текст).

troll2

Популярный в свое время портал NetLore.ru так описывает явление троллинга:

«Интернет-троллинг — интереснейшее социально-психологическое явление, зародившееся в 1990-х годах в Usenet и достигшее максимального развития в конце первого десятилетия 21 века. Произошло от английского слова «trolling», означающего ловлю рыбы на движущуюся приманку, и означает размещение в интернете провокационных сообщений с целью вызвать среди участников бурные обсуждения с переходом на личности, конфликты и флейм. Тот, кто это делает, называется «троллем», что очень удачно совпадает с названием мифологического существа.»

Любительский троллинг

Каждый человек во время своей жизни испытывает потребность в самореализации. Вполне естественно, что каждый из нас имеет свое мнение, так как опыт каждого человека индивидуален и уникален. Поэтому потребность высказаться, выразить свою позицию по тому или иному вопросу — присущее нам с рождения качество. При нормальных условиях мы находим себе круг общения, где играем различные социальные роли — друга, сына, шута, лидера, оппозиционера, жертвы. Однако, когда в силу жизненных обстоятельств мы ограничены в самовыражении — например, находимся под эмоциональным давлением в школе, семье, или делаем монотонную работу по месту трудоустройства — накопившаяся энергия требует выхода.

На ранних стадиях развития наши предки рисовали на стенах пещер, в XIX-XX веке — на заборах и стенах зданий. С приходом Интернета это непреодолимое желание заявить о себе перенеслось в виртуальный мир — на комментарии YouTube, тематические форумы и публикации новостей.

 

Действительно, зачем рисовать на заборе, если под рукой есть окно в виртуальный мир? Итак, нуждающийся в самореализации индивидуум заходит на сайт в комментарии. Очевидно, нужно оставить след о себе, но какой? Скорее всего, это будет яркое, категроичное выражение, которое поднимает тебя в глазах других людей.

Сравните, какой комментарий привлечет больше внимания:

  1. «На этот раз даже вставки смешные. Хорошая работа !?»
    или
  2. «Кремлеботы старательно продвигают в топ комменты свои высеры»

Очевидно, тот, в котором больше экспрессии.

Очевидно также, что Интернет — великий уравнитель. У каждого пользователя равные права на комментирование и равная возможность быть увиденным и услышанным. Однако бывают и другие виды троллинга, к которым мы сейчас обратимся.

Редакционный троллинг

В сети тематические порталы имеют свою постоянную аудиторию, в которую, в том числе, входят и сами авторы публикаций. Редакция портала — группа людей, связанных общими задачами и целями, в числе которых — повышение количества посетителей на страницы сайта, повышение цитируемости своего контента, привлечение дополнительных читателей. Неважно, является ли редакция коллективом, работающим под одной крышей или группой фрилансеров, находящихся друг от друга за тысячи километров — цели все равно будут общими.

После появления публикации в сети ее автор или его коллега заходит в комментарии под вымышленным именем и публикует такой комментарий, который:

  • диаметрально противоположно высказываниям большинства комментаторов;
  • цинично и грубо высмеивает предмет публикации;
  • затрагивает личности одного или нескольких комментаторов.

В результате простой человеческой реакции, которая называется «дать сдачи», все униженные и оскорбленные бурно и ярко начинают спор. Градус обсуждения повышается, эмоции накаляются, каждый следующий комментарий все более обширен и содержателен.

Для новичка, зашедшего в публикацию, становится интересным, о чем все так горячо спорят, в результате чего объем и количество комментариев увеличивается в прогрессии.

Как результат, количество первоначального контента (количество текста, фото, видео) в публикации увеличивается и затрагивает все большее количество участников. Иногда это приводит к тому, что сами комментарии гораздо интереснее первоначального поста, и сами могут служить источниками контента (фотожабы, смешные диалоги, неадекватные реакции).

Профессиональный троллинг

Теперь представьте, что вы — крупный дистрибьютер бытовой техники. У вас множество магазинов по всей территории России, которые торгуют пылесосами, холодильниками, телевизорами, смартфонами, утюгами и плойками. Среди ваших конкурентов — другие такие же сети, и количество посетителей ваших магазинов зависит в том числе от престижа компании на страницах сети Интернет. Вы хотите повысить свой престиж, и наоборот — понизить престиж конкурентов. Вы самостоятельно или через третьих лиц заказываете оплачиваемый троллинг конкурентов.

Работа здесь ставится шире. Сначала вы составляете список сайтов, где люди делятся своим опытом покупок в тех или иных сетях. Вы находите агрегаторы отзывов, тематические форумы и другие посещаемые ресурсы, касающиеся вашей темы.

Группа троллей получает задачу писать в отзывах эмоциональные высказывания в отрицательном русле о ваших конкурентах. Эти отзывы или комментарии:

  1. призваны очернить работу конкурирующей сети
  2. взывают к эмоциям («пыталась вернуть некачественный товар — 3 часа мурыжили на кассе, ребенок больной, плачет, будьте вы прокляты со своей системой»)
  3. высмеивают тех, кто положительно высказывается о ваших конкурентах.
  4. ведутся анонимно или с фейкового аккаунта (fake — ложный, фальшивый, подставной)

Заразен ли троллинг?

Мы считаем себя существами с независимым мышлением, однако спросите себя, как вы будете действовать, если 9 из 10 комментариев к публикации — отрицательные, а вы — хорошего мнения о написанном?

Таким же вопросом задался блогер, основатель дизайн-студии Артемий Лебедев:

«Когда они [посетители — прим.ред.] приходят, а дорожки чистые, ветки аккуратные, среди первых каментов остроумные картинки — они радуются и проявляют свои лучшие качества. Тоже пишут содержательные каменты, стараются ради внимания окружающих.

Если под постом (абсолютно любым) на первой же странице будет кем-то написано: «Как же за###ла эта скукотища!» или «Это самый отстойный пост за всю историю», то комментаторы тоже начнут говнить.»