Немного о сортах троллинга

Немного о сортах троллинга

С тех пор, как в Интер­не­те появил­ся пер­вый Интер­нет-форум, заро­ди­лось и ста­ло актив­но раз­ви­вать­ся явле­ние трол­лин­га. Повы­ше­ние ско­ро­сти досту­па к сети, услож­не­ние интер­фей­са веб-сай­тов и их пере­ход на CMS сде­ла­ли воз­мож­ным ком­мен­ти­ро­ва­ние пуб­ли­ка­ций боль­шим коли­че­ством посе­ти­те­лей, а сле­до­ва­тель­но — и воз­мож­ность заре­ги­стри­ро­ван­но­го или ано­ним­но­го поль­зо­ва­те­ля оста­вить ком­мен­та­рий со сво­им отно­ше­ни­ем к пуб­ли­ка­ции (фото, видео, текст).

troll2

Попу­ляр­ный в свое вре­мя пор­тал NetLore.ru так опи­сы­ва­ет явле­ние троллинга:

«Интер­нет-трол­линг — инте­рес­ней­шее соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское явле­ние, заро­див­ше­е­ся в 1990-х годах в Usenet и достиг­шее мак­си­маль­но­го раз­ви­тия в кон­це пер­во­го деся­ти­ле­тия 21 века. Про­изо­шло от англий­ско­го сло­ва «trolling», озна­ча­ю­ще­го лов­лю рыбы на дви­жу­щу­ю­ся при­ман­ку, и озна­ча­ет раз­ме­ще­ние в интер­не­те про­во­ка­ци­он­ных сооб­ще­ний с целью вызвать сре­ди участ­ни­ков бур­ные обсуж­де­ния с пере­хо­дом на лич­но­сти, кон­флик­ты и флейм. Тот, кто это дела­ет, назы­ва­ет­ся «трол­лем», что очень удач­но сов­па­да­ет с назва­ни­ем мифо­ло­ги­че­ско­го существа.»

Любительский троллинг

Каж­дый чело­век во вре­мя сво­ей жиз­ни испы­ты­ва­ет потреб­ность в само­ре­а­ли­за­ции. Вполне есте­ствен­но, что каж­дый из нас име­ет свое мне­ние, так как опыт каж­до­го чело­ве­ка инди­ви­дуа­лен и уни­ка­лен. Поэто­му потреб­ность выска­зать­ся, выра­зить свою пози­цию по тому или ино­му вопро­су — при­су­щее нам с рож­де­ния каче­ство. При нор­маль­ных усло­ви­ях мы нахо­дим себе круг обще­ния, где игра­ем раз­лич­ные соци­аль­ные роли — дру­га, сына, шута, лиде­ра, оппо­зи­ци­о­не­ра, жерт­вы. Одна­ко, когда в силу жиз­нен­ных обсто­я­тельств мы огра­ни­че­ны в само­вы­ра­же­нии — напри­мер, нахо­дим­ся под эмо­ци­о­наль­ным дав­ле­ни­ем в шко­ле, семье, или дела­ем моно­тон­ную рабо­ту по месту тру­до­устрой­ства — нако­пив­ша­я­ся энер­гия тре­бу­ет выхода.

На ран­них ста­ди­ях раз­ви­тия наши пред­ки рисо­ва­ли на сте­нах пещер, в XIX-XX веке — на забо­рах и сте­нах зда­ний. С при­хо­дом Интер­не­та это непре­одо­ли­мое жела­ние заявить о себе пере­нес­лось в вир­ту­аль­ный мир — на ком­мен­та­рии YouTube, тема­ти­че­ские фору­мы и пуб­ли­ка­ции новостей.

 

Дей­стви­тель­но, зачем рисо­вать на забо­ре, если под рукой есть окно в вир­ту­аль­ный мир? Итак, нуж­да­ю­щий­ся в само­ре­а­ли­за­ции инди­ви­ду­ум захо­дит на сайт в ком­мен­та­рии. Оче­вид­но, нуж­но оста­вить след о себе, но какой? Ско­рее все­го, это будет яркое, кате­гро­ич­ное выра­же­ние, кото­рое под­ни­ма­ет тебя в гла­зах дру­гих людей.

Срав­ни­те, какой ком­мен­та­рий при­вле­чет боль­ше внимания:

  1. «На этот раз даже встав­ки смеш­ные. Хоро­шая работа !?»
    или
  2. «Крем­ле­бо­ты ста­ра­тель­но про­дви­га­ют в топ ком­мен­ты свои высеры»

Оче­вид­но, тот, в кото­ром боль­ше экспрессии.

Оче­вид­но так­же, что Интер­нет — вели­кий урав­ни­тель. У каж­до­го поль­зо­ва­те­ля рав­ные пра­ва на ком­мен­ти­ро­ва­ние и рав­ная воз­мож­ность быть уви­ден­ным и услы­шан­ным. Одна­ко быва­ют и дру­гие виды трол­лин­га, к кото­рым мы сей­час обратимся.

Редакционный троллинг

В сети тема­ти­че­ские пор­та­лы име­ют свою посто­ян­ную ауди­то­рию, в кото­рую, в том чис­ле, вхо­дят и сами авто­ры пуб­ли­ка­ций. Редак­ция пор­та­ла — груп­па людей, свя­зан­ных общи­ми зада­ча­ми и целя­ми, в чис­ле кото­рых — повы­ше­ние коли­че­ства посе­ти­те­лей на стра­ни­цы сай­та, повы­ше­ние цити­ру­е­мо­сти сво­е­го кон­тен­та, при­вле­че­ние допол­ни­тель­ных чита­те­лей. Неваж­но, явля­ет­ся ли редак­ция кол­лек­ти­вом, рабо­та­ю­щим под одной кры­шей или груп­пой фри­лан­се­ров, нахо­дя­щих­ся друг от дру­га за тыся­чи кило­мет­ров — цели все рав­но будут общими.

После появ­ле­ния пуб­ли­ка­ции в сети ее автор или его кол­ле­га захо­дит в ком­мен­та­рии под вымыш­лен­ным име­нем и пуб­ли­ку­ет такой ком­мен­та­рий, который:

  • диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­но выска­зы­ва­ни­ям боль­шин­ства комментаторов;
  • цинич­но и гру­бо высме­и­ва­ет пред­мет публикации;
  • затра­ги­ва­ет лич­но­сти одно­го или несколь­ких комментаторов.

В резуль­та­те про­стой чело­ве­че­ской реак­ции, кото­рая назы­ва­ет­ся «дать сда­чи», все уни­жен­ные и оскорб­лен­ные бур­но и ярко начи­на­ют спор. Гра­дус обсуж­де­ния повы­ша­ет­ся, эмо­ции нака­ля­ют­ся, каж­дый сле­ду­ю­щий ком­мен­та­рий все более обши­рен и содержателен.

Для нович­ка, зашед­ше­го в пуб­ли­ка­цию, ста­но­вит­ся инте­рес­ным, о чем все так горя­чо спо­рят, в резуль­та­те чего объ­ем и коли­че­ство ком­мен­та­ри­ев уве­ли­чи­ва­ет­ся в прогрессии.

Как резуль­тат, коли­че­ство пер­во­на­чаль­но­го кон­тен­та (коли­че­ство тек­ста, фото, видео) в пуб­ли­ка­ции уве­ли­чи­ва­ет­ся и затра­ги­ва­ет все боль­шее коли­че­ство участ­ни­ков. Ино­гда это при­во­дит к тому, что сами ком­мен­та­рии гораз­до инте­рес­нее пер­во­на­чаль­но­го поста, и сами могут слу­жить источ­ни­ка­ми кон­тен­та (фото­жа­бы, смеш­ные диа­ло­ги, неадек­ват­ные реакции).

Профессиональный троллинг

Теперь пред­ставь­те, что вы — круп­ный дис­три­бью­тер быто­вой тех­ни­ки. У вас мно­же­ство мага­зи­нов по всей тер­ри­то­рии Рос­сии, кото­рые тор­гу­ют пыле­со­са­ми, холо­диль­ни­ка­ми, теле­ви­зо­ра­ми, смарт­фо­на­ми, утю­га­ми и плой­ка­ми. Сре­ди ваших кон­ку­рен­тов — дру­гие такие же сети, и коли­че­ство посе­ти­те­лей ваших мага­зи­нов зави­сит в том чис­ле от пре­сти­жа ком­па­нии на стра­ни­цах сети Интер­нет. Вы хоти­те повы­сить свой пре­стиж, и наобо­рот — пони­зить пре­стиж кон­ку­рен­тов. Вы само­сто­я­тель­но или через тре­тьих лиц зака­зы­ва­е­те опла­чи­ва­е­мый трол­линг конкурентов.

Рабо­та здесь ста­вит­ся шире. Сна­ча­ла вы состав­ля­е­те спи­сок сай­тов, где люди делят­ся сво­им опы­том поку­пок в тех или иных сетях. Вы нахо­ди­те агре­га­то­ры отзы­вов, тема­ти­че­ские фору­мы и дру­гие посе­ща­е­мые ресур­сы, каса­ю­щи­е­ся вашей темы.

Груп­па трол­лей полу­ча­ет зада­чу писать в отзы­вах эмо­ци­о­наль­ные выска­зы­ва­ния в отри­ца­тель­ном рус­ле о ваших кон­ку­рен­тах. Эти отзы­вы или комментарии:

  1. при­зва­ны очер­нить рабо­ту кон­ку­ри­ру­ю­щей сети
  2. взы­ва­ют к эмо­ци­ям («пыта­лась вер­нуть нека­че­ствен­ный товар — 3 часа муры­жи­ли на кас­се, ребе­нок боль­ной, пла­чет, будь­те вы про­кля­ты со сво­ей системой»)
  3. высме­и­ва­ют тех, кто поло­жи­тель­но выска­зы­ва­ет­ся о ваших конкурентах.
  4. ведут­ся ано­ним­но или с фей­ко­во­го акка­ун­та (fake — лож­ный, фаль­ши­вый, подставной)

Заразен ли троллинг?

Мы счи­та­ем себя суще­ства­ми с неза­ви­си­мым мыш­ле­ни­ем, одна­ко спро­си­те себя, как вы буде­те дей­ство­вать, если 9 из 10 ком­мен­та­ри­ев к пуб­ли­ка­ции — отри­ца­тель­ные, а вы — хоро­ше­го мне­ния о написанном?

Таким же вопро­сом задал­ся бло­гер, осно­ва­тель дизайн-сту­дии Арте­мий Лебедев:

«Когда они [посе­ти­те­ли — прим.ред.] при­хо­дят, а дорож­ки чистые, вет­ки акку­рат­ные, сре­ди пер­вых камен­тов ост­ро­ум­ные кар­тин­ки — они раду­ют­ся и про­яв­ля­ют свои луч­шие каче­ства. Тоже пишут содер­жа­тель­ные камен­ты, ста­ра­ют­ся ради вни­ма­ния окружающих.

Если под постом (абсо­лют­но любым) на пер­вой же стра­ни­це будет кем-то напи­са­но: «Как же за###ла эта ску­ко­ти­ща!» или «Это самый отстой­ный пост за всю исто­рию», то ком­мен­та­то­ры тоже нач­нут говнить.»